Человек не существует в качестве человека.
Если проникнуть внутрь человека, то там обнаружится сердце и мозг, желудок и печень, но там нет «сущности» человека. Старушка – вот единственный материал. Старушка – это сущность человека Павла и человека Петра. Вот качество человека. Сущность их совокупных качеств. В Павле и Петре мы не найдем Петра и Павла. Мы не найдем их и дальше.
И только рассматривая старушку в отдельное отверстие, мы заметим поразительное сходство того и другого. Как справедливо отметил Маркс то и другое есть только совокупность.
Отсюда: старушка нам необходима как совокупность.
Старушка перебегает улицу, падает и расшибается насмерть.
Мы видим это через особенную скважину.
Что в данном случае происходит с совокупностью.
Совершенно очевидно, что ни того, ни другого мы не видим.
Мы видим мертвую старуху.
Тут мы остерегаемся говорить о совокупности – мы видим только предмет.
Через его мертвую оболочку.
Далее.
Надежность предмета не определяется его состоянием. Нам безразлично мертвый это предмет или живой. Мы определяем его качества. Суть качества не есть его надежность.
Ясно, что мертвая старушка надежней живой.
Одно ее качество надежней другого.
В данном случае качество предмета не является его состоянием.
Старушка поднимается из праха, отряхивается и, благополучно перебежав улицу, скрывается за углом.
Что в данном случае происходит с совокупностью.
Совершенно очевидно, что мы имеем в виду совокупность ее качеств человека Петра и Павла.
Рассматривая старушку в названную дыру, мы видели, что «состояние ее качеств» ничего не говорит о «надежности» предмета.
Для того, чтобы рассуждать о «качестве ее надежности», о ее Петра и Павла надежности, нам нужно привести в систему понятия о том и другом.
Мы занимаемся сложными системами.
(с)Алексей ХВОСТенко
Опыт постороннего творческого процесса